Национальный механизм правовой защиты от нарушений условий содержания в СИЗО и колониях.
Одной из немаловажных новостей стало появление в России национального механизма правовой защиты от нарушений условий содержания в СИЗО и колониях.
Создание такого механизма — мера общего характера, направленная на исполнение Постановления Европейского Суда по правам человека от 10 января 2012 г. по жалобам № 42525/07 и № 60800/08 «Ананьев и другие против Российской Федерации».
В этом постановлении установлено наличие в Российской Федерации структурной проблемы ненадлежащих условий содержания под стражей, в местах лишения свободы и отсутствие эффективных средств правовой защиты от соответствующих нарушений.
При анализе российского законодательства Европейский Суд по правам человека (далее — Европейский Суд) констатировал неэффективность российских правозащитных механизмов восстановления нарушенных прав в результате ненадлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях, в том числе возмещения причиненного вреда.
При разработке законопроекта учитывались стандарты международного права и практики Европейского Суда, а также опыт нормативно-правового регулирования схожих правоотношений в других странах.
В частности, было принято во внимание, что создаваемое средство правовой защиты должно быть ясным, понятным и доступным, что административное исковое заявление о компенсации должно быть рассмотрено в разумные сроки и компенсация должна быть выплачена сразу после принятия решения о ее присуждении, что процедуры, устанавливающие порядок рассмотрения административных исковых заявлений о компенсации, и принятие по ним решений должны соответствовать требованиям справедливого рассмотрения по смыслу Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Положения этого закона дополняют Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации нормами о получении справедливой компенсации за счёт бюджета РФ.
Данный закон, как предполагается, должен создать эффективное национальное средство правовой защиты и его признание таковым Европейским Судом, а также перенести бремя защиты прав российских граждан на национальный уровень, что положительно скажется на имидже Российской Федерации и будет способствовать существенному сокращению расходов федерального бюджета, связанных с выплатой компенсаций по постановлениям Европейского Суда.
То, что суммы компенсаций будут значительно снижены по сравнению с ЕСПЧ — этого, конечно, нельзя отрицать, тем более, что авторы законопроекта подтверждают это.
Но во-первых, административное судопроизводство осуществляется в более короткий срок, нежели гражданское, и уж тем более, чем производство в Европейском суде, где срок рассмотрения жалобы может составлять до нескольких лет.
Во-вторых, несмотря на возможное признание Европейским судом данного способа правовой защиты эффективным, как мне кажется, у граждан будет возможность обращаться туда в случае явно заниженных размеров компенсации, если они будут несоразмерны допущенным нарушениям.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60291.html/

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.