Женщину с малолетним ребенком на руках сократили на работе

Гражданка А. обратилась в суд с иском к ООО «П.» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, считая свое увольнение в связи с сокращением численности работников (по части 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) незаконным. На момент увольнения ребенку А. не исполнилось 3 лет, что исключает возможность ее увольнения по инициативе работодателя в соответствии с частью 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что А., работавшая на должности заведующей продовольственным складом, находилась в отпуске по уходу за ребенком по февраль 2017 года, однако уже в январе женщина досрочно вышла из отпуска и была допущена к работе в прежней должности на неполный рабочий день. В следующем месяце ей было вручено уведомление о сокращении должности в связи с уменьшением объема работ с 1 января 2017 года.
Одновременно ей была предложена вакансия продавца с разъяснением, что в случае отказа от предложенной работы трудовой договор будет прекращен (по пункту 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации). Данное уведомление А. подписать отказалась, о чем был составлен акт, и на следующий день обратилась к работодателю с заявлением
об увольнении с работы по сокращению численности штатов досрочно с выплатой компенсации.
На основании данного заявления трудовой договор с А. был прекращен, она уволена с работы в связи с сокращением численности работников с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка (на основании пункта 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований истицы отказал. Однако в соответствии с частью 4 статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя не допускается. Исключением может быть увольнение по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 — 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).
Поскольку на момент увольнения А. в связи с сокращением штата работников организации, у нее на иждивении находился ребенок в возрасте до трех лет, вывод суда о законности увольнения женщины по указанному основанию судебная коллегия признала неправомерным, решение суда отменила и приняла новое решение об удовлетворении требований истицы в полном объеме.

По материалам Пермского краевого суда