ЕСПЧ признал условия перевозки заключенных пыточными
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес очередное пилотное постановление в отношении РФ, касающееся бесчеловечных условий транспортировки заключенных. Отметим, что такие решения суд выносит в случае потока однотипных жалоб, выявляя на примере нескольких конкретных дел системную проблему. На этот раз судьи в Страсбурге второй раз вернулись к запрещенным ст. 3 Конвенции по правам человека бесчеловечным и унижающим достоинство условиям содержания под стражей российских заключенных. В 2012 г. постановление касалось российских СИЗО, новое решение касается оснащения автозаков и вагонзаков и нормативов перевозки в них заключенных. Рассмотрение новых дел в таких случаях замораживается на установленный судом срок (в данном случае 18 месяцев), в течение которых национальные власти должны принять меры по исправлению ситуации. ЕСПЧ обратил внимание на эту проблему еще пять лет назад, предупредив РФ о подготовке пилотного постановления в 2017 г., когда в суде скопилось не менее 40 жалоб.
Решение ЕСПЧ вынесено по жалобам заключенных из Коми Алексея Томова, Юлии Пунеговой, Натальи Костроминой, Дмитрия Васильева, Николая Рошки и Никиты Баринова. Как подсчитал представляющий заявителей правозащитник Эрнест Мезак, при ежегодном осуществлении не менее 5 тыс. «плановых караулов ФСИН» по железнодорожным маршрутам допускается как минимум 220 тыс. нарушений статьи 3 Конвенции. Эти нарушения причиняют моральный вред на сотни миллионов евро, сообщали ЕСПЧ истцы. ЕСПЧ признал нарушения ст. 3 Конвенции при их транспортировке, и кроме того, в ряде случаев счел нарушенными право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13) и справедливое судебное разбирательство (ст. 6) из-за отсутствия возможности требовать компенсации за ненадлежащие условия содержания. Россия должна выплатить двум заявителям по €5 тыс., еще двоим — по €3,5 тыс. и еще двоим — по €1,5 тыс. компенсации морального вреда, а также €10 тыс. господину Мезаку. Вместе с тем, по первым таким делам ЕСПЧ присуждал суммы компенсаций вдвое больше, но в конце 2017 г. компенсации были в несколько раз снижены. Как полагает правозащитник, в Страсбурге просто оценили масштаб нарушений и не рискнули «разорять» российскую казну.
Как отметил господин Мезак, он сам вступился за этапируемых заключенных после того, как в 2007 г. был задержан и помещен «в холодный и темный «собачник» спецмашины патрульно-постовой службы». В меморандуме заявителей по этому делу говорилось, что «основные конструктивные особенности вагонзаков остаются неизменными со времен ГУЛАГа 30-х годов XX века».
Источник: Коммерсантъ

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.